Родился в 1870 г. в Олонецкой губ. в деревне Большой Угол. Дед по матери был богат, у него было крестьянское хозяйство. Мать моя была грамотная и меня выучила грамоте. Придя в земскую школу, я мог уже читать и писать. В школе запоминал басни и стихи, но по остальным предметам шёл вяло. Семья обеднела. Не было тёплой одежды, а морозы зимой у нас большие. Приходилось часто вместо школы сидеть дома. Сидя в полутёмной избе, я брал из чулана книги, привезённые когда-то, и читал без разбора. Книг был целый угол, лежали они на полу. Мать умерла. С десяти лет я пас в деревне скот. А к 13-ти отец, живший в Петербурге в подручных дворниках, выписал меня и отдал в ученье живописцу вывесок и икон на пять лет.
Жизнь у живописца была нелёгкая. Я любил рисовать, но хозяева рвали рисунки. Особенно этим отличалась хозяйка, пьяная, неряшливая. Если я читал книгу, то книгу уничтожали.
Однажды в мастерскую зашёл ученик Академии художеств заказать лакировку подноса. Через него я познакомился с другим, тоже учеником Академии Хлебниковым. Вскоре я вышел из ученья, продолжая работать по ремеслу. Хлебников мои стихи (были у меня уже и поэмы) исправлял, носил по редакциям, но безуспешно. В 1896 г. я написал рассказ и пошёл с ним к Григоровичу. Рукопись мою он прочёл, сделал пометки на полях, сказал, что напечатать нельзя, но просил заходить и приносить ещё. Через профессора музыки А. А. Сакетти я познакомился с Н. К. Михайловским. Михайловский познакомил меня с В. Г. Короленко. Короленко исправил один из моих очерков "Зрячие" из жизни босяков, и в 1904 г. он был напечатан в рождественском номере приложений к "Биржевым Ведомостям".
Из автобиографии писателя, драматурга, сценариста Алексея Чапыгина